RSS

Прогноз социально-экономического развития Москвы на 2015 год и плановый 2016-2017 гг. и основные направления период бюджетной политики столицы

15.10.2014
В среду, 15 октября, в пресс-центре агентства городских новостей «Москва» Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Максим Решетников предста-вил итоги социально-экономического развития Москвы за 8 месяцев те-кущего года, а также прогноз социально экономического развития столи-цы на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг.

Как указывается в документе, изменение макроэкономической ситуации в 2014 году, затруднение доступа к заемному финансированию на мировых фи-нансовых рынках, ограничения импорта и экспорта продукции, ускорение ин-фляции, сокращение инвестиций и потребительского спроса, безусловно, ока-зали и продолжают оказывать влияние на экономику города. Вместе с тем, за последние два года Правительством Москвы выработана система мер, позво-ляющих обеспечивать стабильность экономики и социальной сферы Москвы. Это, прежде всего, эффективная система мер социальной поддержки населения и предоставления городских услуг, расширение возможностей для частного ин-вестирования, сдерживание роста издержек ведения бизнеса и развитие совре-менной городской инфраструктуры. В результате в 2013 году и январе-августе 2014 года наблюдается положительная динамика по большинству показателей социально-экономического развития города.

По итогам восьми месяцев 2014 года рост промышленного производства составил 1,2% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, в том числе в обрабатывающих производствах – 2,8 процента. На долю промышленности приходится 16% ВРП. Такая динамика позволяет оценивать завершение 2014 года с темпами роста в промышленности не менее 101,8%.

Стабильный потребительский спрос, обусловленный увеличением зара-ботной платы, доходов населения, гарантированными социальными выплатами и пенсиями являлся в 2013 — 2014 гг. одним из факторов роста розничной тор-говли, доля которой в ВРП Москвы составляет 7,1%. В 2013 году оборот роз-ничной торговли вырос в сопоставимых ценах на 3,5% по сравнению с 2012 го-дом и составил 4 017,0 млрд. рублей; по результатам восьми месяцев 2014 года – на 2,2% (2 739,7 млрд. рублей).

В 2013 году объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах вырос на 9,2% по сравнению с 2012 годом и составил 1,4 трлн. рублей. В

первом полугодии 2014 года объем инвестиций увеличился на 2,5%, составив 401,8 млрд. рублей. Инвестиции за счет средств бюджета города, доля которых в общем объеме инвестиций стабильно составляет свыше 25%, а также инвестиции естественных монополий остаются фактором поддержания роста экономики города. Бюджетные инвестиции в объекты транспортной и социальной инфраструктуры обеспечивают развитие городской среды, стимулируя рост частных капиталовложений в экономику города. Предполагается, что в 2014 году объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах превысит уровень предыдущего года на 2,0%.

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», в 2013 году в сопоставимых ценах вырос на 8,1% по сравнению с 2012 годом и составил 647,9 млрд.; в январе-августе 2014 г. рост составил 5,9% в сопоставимых ценах по сравнению с январем-августом 2013 года (397,8 млрд. рублей). За восемь месяцев 2014 г. введено в эксплуатацию 1 991,5 тыс. кв. м общей площади жилья за счет всех источников финансирования (132,5% к январю-августу 2013 г.). В 2014 году прирост объемов строительства оценивается на уровне 7%.

В январе-августе 2014 года потребительские цены выросли на 7,2%, в 2013 году рост составил 6,7%. Усиление инфляции в 2014 году в основном связано с удорожанием продовольственных товаров, доля которых в структуре индекса потребительских цен составляет более одной трети. Основными факторами такого роста стало ослабление курса рубля и введение внешнеторговых ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции. По оценкам влияние этих факторов продолжится до конца 2014 года, в Москве рост инфляции ожидается на уровне 8%.

Вместе с тем на фоне общих инфляционных процессов в российской экономике в Москве ситуация остается стабильной, во многом обеспеченная стабильностью рынка труда и гарантированными мерами адресной социальной поддержки.

Ёмкий рынок труда в Москве обеспечивает стабильность заработной платы как основного источника доходов населения. В 2013 г. и в истекшем периоде 2014 года темпы роста заработной платы опережали рост инфляции: в 2013 году средняя начисленная заработная плата в сопоставимых ценах выросла на 13,7%, в январе-августе 2014 года – на 10,2%. По оценкам в 2014 году среднегодовой рост заработной платы составит 9%.

Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов разработан в двух вариантах на основе сценарных условий, основных параметров прогноза функционирования россий-ской экономики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, одобренных Правительством Российской Федерации. В прогнозе учитывается Консерватив-ный вариант 1 (базовый) предполагает сохранение инерционных трендов, сло-жившихся в предшествующий период и вызванных действием неблагоприят-ных внешних факторов, быстроменяющейся конъюнктурой, сдерживанием ин-вестиционных расходов и инвестиционной активности частных компаний, при-менение мер государственного регулирования, направленных на снижение негативных последствий, и создание условий для более устойчивого экономи-ческого роста.

В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост валового регионального продукта на уровне от 0,1% в 2015 году до 1,0% в 2017 году, обеспечиваемый во многом структурными изменениями в предшествующие го-ды в ключевых отраслях экономики города, которые позволили повысить эф-фективность производственной инфраструктуры и использования ресурсов. Из-быточные мощности в электроэнергетике, теплоснабжении, удобная логистика, ёмкий рынок труда делают город перспективной производственной площадкой. Модернизация и перестройка московской промышленности, набранная дина-мика развития обеспечивают в перспективе стабильность и рост экономики города.

В 2015-2017 гг. прогнозируется ежегодный рост промышленного произ-водства на уровне 2%.

Рост оборота розничной торговли прогнозируется в параметрах от 0,5% в 2015 году до 2,0% в 2017 году.

Сфера торговли оказалась наиболее подверженной влиянию внешнеэко-номической конъюнктуры и изменениям потребительского спроса. В структуре оборота розничной торговли соотношение продовольственных и непродоволь-ственных товаров в 2013 году было относительно сбалансировано – 51,2% и 48,8% соответственно. Однако девальвация курса рубля и инфляционные про-цессы являются стимулирующим фактором для увеличения расходов населения на приобретение иностранной валюты и вложений в недвижимость, что в свою очередь сказывается на сокращении объемов потребления в целом.

В среднесрочной перспективе Москва продолжит оставаться городом, привлекательным для инвестиций. Основным фактором поддержания динамики инвестиций будет доступ бизнеса к долгосрочному финансированию по прием-лемым процентным ставкам.

На привлечение инвестиций ориентированы все направления экономиче-ской политики города – и бюджетная, и налоговая, и тарифная. Значимыми ин-струментами этой политики будет дальнейшая реализация мер по улучшению общих условий ведения бизнеса в Москве. Объем заключенных долгосрочных контрактов с инвестиционной компонентой в 2013-2014 годах составил порядка 10 млрд. долларов. В 2015 году рост инвестиций в основной капитал прогнози-руется на уровне 1,5%, в 2017 году – 3,7%.

Стабильность уровня жизни населения будет обеспечиваться, прежде все-го, перспективами развития экономики, ёмкостью рынка труда Москвы, высо-ким уровнем заработной платы и мерами социальной поддержки. По прогнозам номинальная заработная плата будет расти в среднесрочном периоде темпами 108% в 2015 году, 107,9% в 2016 году, 108,1% в 2017 году.

С учетом темпов роста инфляции рост реальной заработной платы про-гнозируется на уровне от 0,5% в 2015 году до 2% в 2017 году. Рост реальных располагаемых доходов населения – также на уровне от 0,5% в 2015 году до 2% в 2017 году.

С учетом фиксируемых темпов роста потребительских цен в течение 2014 года, мер государственной ценовой политики в федеральном прогнозе со-циально-экономического развития, в перспективе уровень инфляции в городе останется довольно высоким, при этом ожидается замедление роста инфляции до 7,5% в 2015 году, 6,3% в 2016 году и 6,0% в 2017 году.

Демографический прогноз разработан с учетом оценки численности насе-ления в городе Москве на начало 2014 года – 12 108,3 тыс. человек. В прогно-зируемом периоде численность населения Москвы останется достаточно ста-бильной на уровне 12,1-12,4 млн. человек.

Меры, предпринимаемые в сфере здравоохранения, адресные социальные программы будут способствовать увеличению рождаемости. Одновременно за счет организации специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи матерям и детям, развития сети перинатальных центров, совершен-ствования системы здравоохранения в части выхаживания новорожденных ожидается снижение младенческой и материнской смертности.

В структуре населения продолжится увеличение численности группы старших возрастов, что в долгосрочном периоде создаст предпосылки для уве-личения показателя смертности. Вместе с тем, данный эффект будет нивелиро-ван принимаемыми мерами по модернизации столичного здравоохранения и по-вышению качества медицинских услуг.

В результате общий коэффициент смертности в среднесрочном периоде снизится с 9,7‰ в 2014 году до 9,5‰ в 2017 году. Ожидаемая продолжитель-ность жизни москвичей достигнет в 2017 году 76 лет.

Касаясь бюджета Москвы, Максим Решетников уточнил, что все ключе-вые моменты и тенденции, отраженные в прогнозе социально-экономического развития, легли в основу проекта бюджета города на 2015-17 годы. Основные па-раметры бюджета Москвы сформированы, исходя из консервативного сценария

развития экономики, что позволит минимизировать возможные риски недопо-ступления доходов бюджета.

В целом бюджет Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 го-дов сбалансирован с меньшим дефицитом, чем при планировании бюджета на 2014 год. При этом дефицит бюджета сохранит тенденцию к поэтапному со-кращению. Рост доходов бюджета в плановом периоде будет идти опережаю-щими темпами по отношению к росту расходов.

По словам М. Решетникова, в целом, ситуация не является простой и не позволяет расслабиться. Вместе с тем, сохраняя ярко выраженную социальную направленность, бюджет города остается бюджетом развития. Обеспечивается вы-сокая доля бюджетных инвестиций в городскую инфраструктуру. При этом, по его словам, развитие города зависит не только от бюджета. «У нас в государ-ственные программы включены мероприятия, реализуемые за счет средств федерального бюджета, частных инвесторов, внебюджетных фондов и феде-ральных бюджетных учреждений,- подчеркнул М. Решетников.- Объем вне-бюджетных средств в структуре финансирования госпрограмм составляет около 50%. Таким образом, на каждый рубль из бюджета приходится рубль из иных источников».

В завершение своего выступления Максим Решетников заявил: «Решать вопросы в условиях высоких темпов развития экономики и роста доходов бюджета – просто. Добиваться целей развития в условиях умеренного роста доходов – сложно. Но ситуация была непростой и в прошлом году. В целом же время показало, что у нас имеется достаточно механизмов и инструментов управления для того, чтобы обеспечивать развитие города в этой непростой ситуации».


Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати