29-го мая на Большой Спасской, 15, – совсем рядом с домом Майкова - состоялась пресс-конференция под небезынтересным названием: «Эстафеты Интеллекта: Результаты московской команды на Всероссийской олимпиаде для школьников». Те, кто был в теме, давно уже следили за результатами «наших» на сайте департамента образования в разделе «Болеем за команды Москвы». А почему это должно было быть небезынтересно остальным москвичам? Ну, так уж вышло, что почти все мы с вами прошли через школу или у нас есть сыновья, младшие сёстры или братья, которые учатся в школе. И предмет беседы затрагивал их непосредственно.
Первым слово взял Исаак Калина, министр правительства Москвы и руководитель Департамента образования города Москвы. Он поблагодарил всех собравшихся и кратко ознакомил всех с итогами Олимпиады. В этом году победителями Всероссийской Олимпиады для школьников стали 123 человека. В прошлом году было всего 83 человека, и такой прорыв заслуживает того, чтобы быть отмеченным. Затем заговорил Иван Ященко. Он начал с краткого экскурса в историю Олимпиад. Вы знаете, что, оказывается, первые математические олимпиады, целью которых было найти математически одарённых детей, будущих инженеров столь нужных стране, были проведены ещё в 30-е годы? Сегодня традиция олимпийского движения продолжается. Но нынешние олимпиады не просто ищут таланты - они нацелены на то, чтобы эти таланты производить. «Мы уверены, что каждый ребёнок-талант», - это слова Ивана Яковлевича. Вернее сказать, проявить себя ребёнку поможет не только Олимпиада, хотя только один дух спортивного соревнования является неплохим стимулом к изучению предмета, не говоря уже об атмосфере полного погружения в предмет, которой стремятся добиться организаторы (и что, по отзывам двух присутствовавших в зале участниц, Оли Пичужкиной и Юли Ратвиной, - победительниц и призёров Всероссийской олимпиады для школьников, им удалось), не говоря о том, что оно и ведущееся 2012 года создание многопрофильных школ-комплексов, где есть сильные учителя по каждому предмету, которые помогут открыть и разить способности ребёнка или подростка. Не буду лишний раз говорить о том, как важен учитель – просто сошлюсь на слова Ольги Пичужкиной о том, что девяносто процентов её победы- это заслуга учителя. Только с начала 2012 году в Департамент образования города Москвы обратились 4244 государственных образовательных организаций с предложениями о создании 1218 школ-комплексов. Департамент образования города Москвы поддержал инициативу 3351 образовательных организаций в создании 972 школ-комплексов. Кроме того, в Департаменте образования стали стремится стимулировать школы к тому, что бы не эксплуатировать таланты и умения одного ученика. Чего греха таить, иногда некоторые учебные заведения «выезжали» на каком-то одном учащемся, талант которого, скажем, к математике, удавалось случайно раскрыть. Теперь же рейтинг школы не будет повышаться от более чем двух олимпиад выигранных по одному и тому же предмету одним и тем же учащимся. То есть у школ есть теперь стимул вовлекать в олимпиадное движение всё большие массы учеников. На добровольных началах примерно так уже давно начали действовать директора некоторых учебных заведений- такие, как присутствовавшая в этом зале Марина Феликсовна Кудинова, директор гимназии № 1579. Этому, безусловно, поможет ещё одна хитрая новинка нашего электронного века – с сентября 2014 года каждый школьник, начиная с пятого класса, получит логин и пароль доступа к электронной системе поддержки олимпиад, где сможет найти хитрые задачки прошлых олимпиад (начиная с легендарного 1932-го года), получать приглашения для участия в олимпиадах.
Алексей Смирнов, корреспондент издательства «Неопериодика»